Арт Антик галерея
 
Москва, ул. Пречистенка 30/2
Салон-галерея “Артефакт”

+7 985 220-59-16
Современное искусство
Декоративно-прикладное искусство
Новые поступления
Сорокин Сергей Юрьевич — Жаркое лето
Сорокин Сергей Юрьевич
 
Жаркое лето
Год: 2010
Техника: холст, масло
Размеры: 100х85см.  
 
Белянин Борис (1925-2010) — «Яблоки и чайник»
Белянин Борис (1925-2010)
 
«Яблоки и чайник»
Год: 1990
Техника: картон, масло
Размеры: 44х46,5см  
 

Свешников Борис Петрович

(1927-1998)
Русский художник, представитель "неофициального искусства", известный прежде всего своей "лагерной сюитой" (или "Гулаг-артом"). Родился в Москве 1 февраля 1927. В 1946, во время учебы в Институте прикладного и декоративного искусства, был арестован по обвинению в "антисоветской пропаганде" и отправлен на 8 лет в концлагеря (образец этой "пропаганды" из следственного дела: "Художники у нас рисуют не то, что хотят, а то, что им скажут"). Этапированный в Ухтижемлаг (Коми АССР), сперва был послан на земляные работы. Выжил лишь благодаря тому, что его перевели на лагпункт Ветлосян и назначили сторожем в деревообрабатывающий цех, при котором была художественная мастерская. Здесь и началась "лагерная сюита". В 1954, отбыв срок, Свешников вернулся в Москву; в 1956 был реабилитирован. В 1954-1957 жил в Тарусе, затем обосновался в столице. Плодотворно работал для Гослитиздата, создав множество иллюстраций к произведениям И.В.Гёте, Э.Т.А.Гофмана, Г.К.Андерсена, братьев Гримм, М.Метерлинка, К.Г.Паустовского и других авторов (расцвет книжно-оформительского творчества Свешникова приходится на 1960-е годы), — здесь четко обозначился его дар романтика-символиста, мастера изысканной исторической стилизации.
Главным же его произведением явился огромный цикл лагерных рисунков (в его излюбленной технике перового рисунка тушью). Тонким, каллиграфически-точным штрихом написаны снежные поля или мрачные залы, где маячат мелкие фигурки заключенных и стражников. Это некая потусторонняя "гофманиада", пребывающая в вечном магическом трансе и в то же время — в вечной мечте о недосягаемой свободе, воплощенной в безбрежных зимних просторах. К этой сюите, созданной в основном в 1950-1960-е годы, позднее прибавился графический цикл Альбом для рисования, еще более фантастико-гротескный и в меньшей степени связанный с гулаговскими реалиями. "Гулаг-арт" Свешникова (образцы его были впервые опубликованы в изданном М.М.Шемякиным альманахе "Аполлон", 1977) произвел сенсацию на одноименных выставках "творчества в лагерях и ссылках", которые проводило с 1990 общество "Мемориал".
Чувство "мира иного" — сказочное и в то же время меланхолически-скорбное — неизменно было присуще и живописи мастера. От ранних, графически-четких по композиции и колориту полотен он перешел к своеобразным цветовым "паутинкам", сотканным из пуантилистского марева мелких точечных мазков. Его героями неизменно оставались романтизированные "зэки" либо просто чудаки и бродяги, блуждающие в мирах своих кошмаров и грез. Среди характерных его картин — Полет (1958), Майская гроза (1976), Мастерская гробовщика (1961), Прогулка (1961), Поминки (1965).
Умер Свешников в Москве 6 октября 1998. Его работы (в том числе все вышеупомянутые картины и значительная часть "лагерной сюиты") хранятся в Музее современного русского искусства в Джерси-сити и Музее Циммерли университета Рутгерса (США), а также в собрании общества "Мемориал" и других коллекциях.


Картина
Свешников Борис Петрович
 
"Встреча"
Год: 1994
Техника: бумага, см. техн.
Размеры: 24х32см
 
Картина
Свешников Борис Петрович
 
"Лестница"
Год: 1993
Техника: бумага, см. техн.
Размеры: 24х32см.